stolcom (stolcom) wrote,
stolcom
stolcom

Categories:

Война слов

hays-code-protest

Новость от стола:
Минкульт передумал вводить цензуру


Всем ясно, что фильм «Пираты Карибского моря» порочит честь и достоинство древнего китайского народа. По крайней мере, так думает сам китайский народ в лице своего правительства. Чиновники запретили третью часть «Пиратов» из-за лживого образа скупого и жестокого китайского пирата, потому что, как известно, китайские пираты всегда были очень щедрыми и добрыми.

Впрочем, запрет удивил только европейцев, сами китайцы к действиям чиновников, решающих, что нужно смотреть народу, уже привыкли.  Возможно, к чему-то подобному пришлось бы привыкать и нам: Министерство культуры пыталось принять закон, по которому в прокате могли отказать фильмам, «содержащим материалы, порочащие национальную культуру и создающие угрозу национальному единству».

Так как все это – категории оценочные (конкретные указания, связанные с оскорблением чести и достоинства, отлично прописаны в УК РФ) - большинство деятелей культуры   высказались о том, что нововведение будет играть роль решета, через которое будет просеиваться только то, что нужно. Возникший в прессе и блогосфере шум заставил чиновников отказаться от этого пункта.

 Интересно, что уже несколько лет назад  нынешний президент мягко намекнул, что хорошо бы разработать какие-нибудь этические правила для кино и сериалов, а то смотреть телевизор тошно. Чтобы было понятно, в какую сторону думать,  был дан совет «присмотреться  к  американскому “Кодексу Хейза”». Этот весьма целомудренный свод правил, составленный пресвитерианским пастором Уильямом Хейзом,  был принят в 1930-м  голливудской Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов. Он гласил, что  нельзя подрывать нравственные устои общества, показывать преступления, распущенное поведение, гомосексуализм,  изображать зло привлекательным, издеваться над законом, религией и так далее.  В числе первых от кодекса Хейза досталось ставшей культовой картине «Касабланка», откуда изъяли упоминание о внебрачной связи героев.

Так что, в общем, кажется, все достаточно схоже.  За одним главным исключением:  эти рекомендации были спешно приняты кинокритиками именно тогда, когда государство под давлением консервативной общественности собиралось само начать определять, что можно показывать в кино, а что нет. Именно тогда американская кинообщественность  собралась и выработала общие правила, то есть фактически ввела самоцензуру. Кодекс Хейза действовал в Штатах до 1967 года, когда его сменила довольно хорошо разработанная к сегодняшнему времени система возрастных ограничений.

Могут ли собраться наши деятели культуры и договориться? Вопрос открытый. У нас вообще  чаще всего способность объединяться проявляется только тогда, когда нужно объединиться против чего-то. А вот  за –  получается редко.

Кстати, в 4 веке жил замечательный Император Феодосий Великий, объединивший западную и восточную Римские империи. Когда перед смертью он подводил итоги своего правления, то, по преданию, сказал такие слова:  для искусства я, как император, сделал все, что мог. Я ему не мешал.

КАК ЭТО БЫЛО:

1954 год. Каждый подписчик Большой советской энциклопедии получил по почте от редакции рекомендацию открыть букву «Б», вырезать портрет и биографическую статью о враге народа Берии и приклеить вместо неё „Берингов пролив“.

1973 год.  «Семнадцать мгновений весны» не выпускали на экран, потому что там «не показан подвиг советского народа в войне».

1980 год. В первой серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» говорится о том, что Ватсон был расстроен, потому что «вернулся из какой-то восточной страны». Между тем, в тексте стоит «с войны в Афганистане». Но советская власть побоялась слишком прямых аналогий – исполнился год введения советских войск в эту страну.

  1985 год. Из-за «сухого закона» пошел под нож прекрасный документальный фильм про организатора Центрального музея древнерусской культуры и искусства  Андрея Рублева Давида  Арсенишвили: так как Арсенишвили грузин, кино было снято за столом, где известные люди наподобие академика Лихачева рассказывали о своем современнике.


Елена КУДРЯВЦЕВА
Tags: НОС, культура, новости, цензура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments